Выбор наилучшего способа опалубливания стен должен основываться на принципе строения опалубки, то есть на ее конструкции.

Защита стены от давления бетона без нарушения допустимых прогибов - очень важный показатель для опалубки. Для его реализации существует два варианта:

1. Щитовая опалубка сконструирована под определенное давление бетона с соблюдением допустимых прогибов с определенным положением мест под стяжки. Этот способ, в принципе, не зависит от объекта и может применяться от проекта к проекту с использованием тех же элементов (щитов). Элементы свариваются на заводе из алюминиевого и стального профиля и получают, как правило, высококачественную палубу.
Соединение щитов производится с помощью специального опалубочного замка, представляющего собой одну цельную деталь, которая крепится либо между ребер щита на профиле, либо, что намного эффективнее, на самих ребрах, оказывая выпрямляющее и сжимающее воздействие. Самая последняя разработка в этом направлении — замок с удобным в использовании эксцентриком вместо клина.

В Западной Европе все системы щитовой опалубки разрабатывались в 80-е годы, исходя из высот стен в 270 см и давлении бетона в 60 кН/м2, которое было достаточно при указанной высоте стен.

В России дело обстоит иначе. Здесь высота стен чаще всего превышает 3,00 метра, а, соответственно, нагрузка на опалубку однозначно больше. К тому же, низкая температура воздуха зимой повышает давление заливаемого бетона.

Поэтому не имеет смысла копировать существующие западноевропейские системы. Необходимо разрабатывать новые системы с учетом требований российского рынка. Так, при соответствующем конструктивном решении, элементы высотой 3,30 метра могут выдержать давление заливаемого бетона всего лишь с двумя стяжками, не нарушив допустимых прогибов даже при давлении в 100 кН/м2 при наращивании и даже при высоте стен в 4 метра. Такая опалубка уже производится в России. Равно как и системы по западноевропейскому образцу. К тому же, с очень высоким качеством: сварка осуществляется роботами на современных кондукторах, используются порошковые покрытия.

2. Балочно-ригельная опалубка состоит из отдельных деталей, которые могут различаться в зависимости от требований определенного проекта: 1. палуба; 2.балка; 3.ригель; 4. места под стяжки

Однако, и здесь есть так называемые стандартные элементы, которые изготавливаются под определенные нагрузки и могут использоваться на разных объектах.
Такие элементы, состоящие из названных выше частей, собираются на самой стройплощадке и используются преимущественно для бетонирования шахт, в том числе лифтовых, и лестниц. Часто этот способ применяется, когда необходима особая палуба для так называемого «декоративного» (лицевого) бетона.
В качестве балок в России зачастую используют только с оговорками пригодные для этого балки Н20 — очевидно, из-за дешивизны материала. Однако, с технической точки зрения, это никак не обосновано. Возможное объяснение: в Европе также в основном используются такие же балки.
Лучшие балки для стеновой опалубки были и есть более затратные в производстве, а, значит, и более защищенные от копирования, дорогостоящие решетчатые балки из дерева. А еще лучше из алюминия или — самая последняя разработка — из стали.
Ключ к успеху, однако, лежит в использовании стальных ригелей за балками.
В то время, как в англоязычных странах балки ставятся горизонтально, без каких-либо соединительных элементов, а крепятся с помощью вертикальных траверс, или «солдат» (стальные профили), в Германии и в Западной Европе утвердился метод вертикальных балок и горизонтальных ригелей. Этот метод несет в себе колоссальные преимущества: все стандартные ситуации при опалубливании
  • соединение элементов
  • вставки — соблюдение длины стен
  • внутренние углы
  • внешние углы
  • соблюдение разной толщины стен
  • шарнирные углы
  • крепеж подкосов
  • транспортировка краном решаются системно и с помощью системных деталей

В Западной Европе элементы по-прежнему соединяются между собой с помощью соединительного элемента + 4 штифта или 4 клина — то есть, с помощью 5 деталей!

В России и здесь уже есть новейшая разработка — соединительный элемент для балочно-ригельной опалубки, состоящий целиком из одной детали.

Новые разработки как в области балочно-ригельной опалубки, так и в области щитовой опалубки нацелены на минимизацию трудовых затрат, которая сказывается прежде всего не на сокращении зарплат, а на производительности стройки.


Эрхард Райхле (Германия), специалист по технологиям опалубливания, консультант.
(По материалам журнала «Опалубка. Монолит»)